Обзор эмитента акций ОАО «БЕЛМАГИСТРАЛЬАВТОТРАНС» - Aigenis
Главная » Новости эмитентов » Обзор эмитента акций ОАО «БЕЛМАГИСТРАЛЬАВТОТРАНС»

Обзор эмитента акций ОАО «БЕЛМАГИСТРАЛЬАВТОТРАНС»

Новости эмитентов

22.07.2022 листинг Белорусской валютно-фондовой биржи прошли акции ОАО «БЕЛМАГИСТРАЛЬАВТОТРАНС» (далее – БМАТ, компания). Простые (обыкновенные) акции компании (тикер – БМАТ А3) были переведены из перечня внесписочных ценных бумаг в котировальный лист второго уровня площадки «Основной рынок».

Особенностью белорусского фондового рынка является наличие перечня внесписочных ценных бумаг на бирже, что позволяет эмитентам, как правило, избегать процедуры листинга. Прохождение листинга на бирже, в условиях текущего отсутствия каких-либо экономических стимулов для этого, дает в основном имиджевый эффект, подтверждая статусность эмитента и его соответствие определенным требованиям. Поэтому появление акций БМАТ в листинге биржи хороший повод, для того чтобы познакомиться с компанией поближе.

Об эмитенте

ОАО «БЕЛМАГИСТРАЛЬАВТОТРАНС» – многопрофильная компания, основными видами деятельности которой являются международные грузоперевозки, транспортно-экспедиционные услуги, услуги авторизованной станции техобслуживания грузовых автомобилей Volvo и услуги таможенного агента. В структуру компании входят автотранспортные и экспедиционные подразделения, транспортно-логистический центр, станции техобслуживания.

Компания была создана в 1997 году в результате приватизации и преобразования Минского арендного автомобильного транспортно-экспедиционного предприятия №10 и Концерна международных и междугородных перевозок «БЕЛМАГИСТРАЛЬАВТОТРАНС».

БМАТ является материнской компанией для группы компаний, в которую также входят:

  • УП «АТЭП-11» (грузоперевозки), доля участия 100%;
  • УП «АВТОВНЕШТРАНС» (грузоперевозки), доля участия 100%;
  • ООО «Белмагистраль-поланд», Польша, г. Варшава (транспортно-экспедиционные услуги), доля участия 62,48%;
  • ООО «БМТранс», Россия, г. Смоленск (грузоперевозки), доля участия 54,55%, вторым владельцем с долей 45,45% является УП «АТЭП-11».

Кроме того, БМАТ владеет долей 13,8% в ООО «Белмагистральавтотранс Шпедиционс» ГМБХ, Германия, г. Альцай (транспортно-экспедиционные услуги) и 41% акций ЗАО «Академтранс» (переподготовка кадров и обучение). Также есть определенная взаимосвязь между БМАТ и ТОО «БМшпед», Казахстан, в которой член дирекции БМАТ, как физлицо, является одним из учредителей.

Среднесписочная численность работников БМАТ на начало 2022 года составляла 268 человек, работников группы компаний – 534 человека (на начало 2021 года – 268 и 565 человек соответственно).

Государство в лице Госкомимущество является основным акционером компании с долей 51,55%. Юридическим лицам (8 резидентов и 1 нерезидент) принадлежит 12,83% акций компании, из них максимальной долей в 2,99% владеет Forenede Forvaltning AS, Норвегия. Физические лица (3 975 резидентов и 7 нерезидентов) владеют остальными 35,62% акций, из них только 1 владеет более чем 1% акций.

С 2020 года в должности генерального директора компании Зенькевич Александр Евгеньевич, ранее являвшийся генеральным директором Ассоциации «БАМАП» (в настоящее время входит в состав ее Правления).

Структура активов и пассивов эмитента

За последние 5 лет валюта баланса БМАТ выросла более чем в 2 раза (18 867 тыс. руб. на 01.01.2017). Если в 2017–2020 годах она в среднем увеличивалась на 13,0%, то за прошлый год прибавила 33,1%. Основной источник такого роста в 2021 году – увеличение стоимости основных средств с 14 083 тыс. руб. до 20 629 тыс. руб. (+46,5%).

Чистые активы компании в рассматриваемом периоде выросли с 13 592 тыс. руб. на 01.01.2017 до 31 112 тыс. руб. на 01.01.2022 (+128,9%). Среднегодовой темп роста чистых активов в 2017–2020 годах составлял 13,8%, за 2021 год они увеличились на 36,5%. Основное увеличение за прошлый год произошло за счет «нераспределенной прибыли» (+3 979 тыс. руб.) и «добавочного капитала» (+4 258 тыс. руб.).

В части роста «добавочного капитала» отметим, что, по нашему мнению, для БМАТ оно вполне экономически обосновано. Для пополнения своего автопарка компания использует лизинг, одной из особенностей которого является ускоренная амортизация предметов лизинга. Соответственно после погашения задолженности по договору лизинга балансовая стоимость автотранспорта была гораздо ниже его реальной рыночной стоимости. И переоценка балансовой стоимости (соответственно рост «добавочного капитала») устраняет этот диспаритет.

Сумма начисленных БМАТ дивидендов за 2017–2021 годы составила 1 382 тыс. руб.

В активах БМАТ 50,4% занимают основные средства, наблюдается тенденция к уменьшению в активах доли основных средств и увеличению доли денежных средств и их эквивалентов. На начало текущего года в автопарке компании было 69 автомобилей и 60 полуприцепов. Из 129 единиц 73% находится в собственности БМАТ, 27% в лизинге. В 2021 году компания значительно обновила автопарк, было приобретено 14 автомобилей Volvoэкологического стандарта Евро-6 и 8 полуприцепов Wielton, реализовано 8 автомобилей и 6 полуприцепов, как нерентабельных для дальнейшей эксплуатации. Износ (амортизация) основных средств на 31.12.2021 составил 49,0% (на 31.12.2020 – 56,9%).

В истекшем году существенно увеличились долгосрочные финансовые вложения БМАТ и соответственно выросла их доля в активах. 1 293,1 тыс. руб. (в эквиваленте) составил вклад компании в уставный фонд ООО «БМТранс», Россия, г. Смоленск. Также в первой половине 2021 года в силу отсутствия привлекательных ставок по валютным депозитам компания приобрела облигации в валюте на сумму эквивалентную 3 555,7 тыс. руб.

Доли запасов и дебиторской задолженности в 2021 году несколько снизились за счет роста доли основных средств, в 2017–2020 годах они в среднем составляли 5,6% и 22,5% соответственно.

В связи с приобретением облигаций в 2021 году денежные средства уменьшились и в абсолютном значении (4 610 тыс. руб. на 01.01.2022, 7 207 тыс. руб. на 01.01.2021), и в их относительной доле.

Структура собственного капитала и обязательств БМАТ в рассматриваемом периоде изменяется несущественно. Значительную долю собственного капитала составляет «добавочный капитал». Как уже отмечали ранее, полагаем, что для БМАТ переоценка стоимости основных средств обоснована и данная часть собственного капитала не является «ученой», а имеет реальную стоимость.

Все коэффициенты оценки платежеспособности субъектов хозяйствования соответствуют нормативным значениям. Некоторое ухудшение К1 и К2 произошло за счет приобретения облигаций, которые, в отличие от денежных средств, учитываются в составе долгосрочных активов.

Финансовые результаты деятельности эмитента

2021 год компания закончила не только с лучшей за последние 5 лет рентабельностью, но и с максимальным ростом выручки (+27,6%).

В структуре выручки за последний год 52,2% занимает транспортно-экспедиционная деятельность, 27,5% – техобслуживание и ремонт автомобилей (включая продажу запчастей), 17,9% – услуги транспортно-логистического центра. Подобная структура выручки (с незначительными колебаниями) наблюдалась и в предыдущие годы.

В структуре перевозок за 2021 год по странам назначения основные направления это: Италия – 33,8%, Литва – 20,5%, Франция – 12,9%, Нидерланды – 11,0%, Бельгия – 8,4%.

В 2018 и 2019 годах на рентабельность негативно влиял рост расходов на реализацию. Доля управленческих расходов с 16,4% в 2017 году снизилась до 12,1% в 2020 году (2021 год – 12,3%). Минимальная себестоимость была в 2018 году – 77,7%, максимальная в 2020 году – 81,9% (2021 год – 78,7%).

За 2021 год в структуре затрат наибольший удельный вес занимали: топливо (18,8%), дорожные сборы (10,2%), запасные части (16,7%), амортизация (9,8%), командировочные расходы водительскому составу (8,6%), фонд оплаты труда с ФСЗН (19,8%).

Помимо операционной деятельности существенное влияние на финансовые результаты БМАТ оказывают и результаты инвестиционной деятельности. В основном это проценты от размещения денежных средств в депозиты и доходы от реализации основных средств (вероятно, автотранспорта, дальнейшая эксплуатация которого нерентабельна). В 2017 и 2021 годах заметное влияние на размер прибыли оказала и финансовая деятельность компании (курсовые разницы от пересчета активов и обязательств).

В 2021 году отрицательные курсовые разницы вероятнее всего образовались от переоценки облигаций, номинированных в иностранной валюте, на фоне укрепления белорусского рубля. В 2018–2020 годах активы и пассивы компании, сформированные в иностранной валюте, были сбалансированы – влияние курсовых разниц на финансовый результат минимально.

Повышение эффективности операционной деятельности даже несмотря на отрицательные курсовые разницы позволило БМАТ получить в 2021 году максимальную прибыль в рассматриваемом периоде.

В 2021 году также улучшились показатели операционного и финансового циклов компании.

Это произошло за счет сокращения оборачиваемости дебиторской задолженности и увеличения оборачиваемости кредиторской задолженности.

У компании отсутствует задолженность по кредитам и займам. Для обновления автопарка БМАТ, как и большинство перевозчиков, активно использует лизинг. Соотношение краткосрочной и долгосрочной задолженности позволяет сделать вывод, что средний срок лизинга составляет порядка 2 лет. У компании достаточно средств, чтобы быстро погашать задолженность, что минимизирует переплату по лизинговой ставке (аналог процентов по кредиту). Использование лизинга позволяет компании уменьшать налогооблагаемую прибыль, поскольку лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость (ускоренная амортизация предмета лизинга).

За исключением 2018 и 2019 годов рентабельность активов (отношение прибыли до уплаты налогов и процентов по заемным ресурсам к стоимости активов) превышала среднюю ставку по привлеченным заемным ресурсам. Это говорит об экономической эффективности использования лизинга для приобретения основных средств, учитывая, что у компании достаточно большой объем свободных денежных средств. Также отметим достаточно невысокую ставку по привлеченным денежным средствам.

Кредитная нагрузка на компанию небольшая, задолженность по договорам лизинга на конец 2021 года меньше прибыли до налогообложения и в 10 раз меньше годовой выручки.

Также обращает на себя внимание достаточно высокая доходность, получаемая БМАТ от размещения свободных денежных средств.

Мультипликаторы

Не знаем, на сколько связано повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности компании со сменой руководителя в 2020 году, но мультипликаторы в последние 2 года значительно улучшили свои значения.

Стоимость акций

Уставный фонд БМАТ равен 4 084,4 тыс. руб. и разделен на 453 824 простых (обыкновенных) акций номинальной стоимостью 9,00 руб. Балансовая стоимость акций компании (обеспеченность их имуществом) на 01.01.2022 составляет 68,56 руб. (на 01.01.2017 – 29,95 руб.).

В прошлом году акции компании активно торговались на Белорусской валютно-фондовой бирже, было совершено 52 сделки на общую сумму 155,3 тыс. руб. Однако за январь-июль 2022 года с ними на бирже не было заключено ни одной сделки.

С 2019 года цена акций зафиксировалась в районе 16,00 руб.

Дивиденды

Размер дивидендов, начисляемых БМАТ, скорее зависит от остатка свободных денежных средств, чем от размера полученной прибыли. Но дивиденды по итогам 2019 года вероятно были уменьшены как раз из-за слабого финансового результата. При этом исходя из сложившихся на бирже цен на акции дивидендная доходность была откровенно низкая.

Выводы и предположения

Несмотря на непростую экономическую обстановку в 2020 и 2021 годах БМАТ достигнуты хорошие финансовые результаты, существенно был обновлен автопарк, сохранен запас ликвидности на счетах.

Вызванные международными санкциями ограничения для белорусских перевозчиков в 2022 году вынуждают компанию находить нестандартные решения. 29.07.2022 компания приняла решение передать несколько единиц автотранспорта (своего, а также принадлежащего УП «АТЭП-11») в оперативный лизинг ТОО «БМшпед», Казахстан.

Несмотря на существующие проблемы, полагаем что диверсификация видов деятельности БМАТ, а также имеющийся запас прочности позволят компании сохранить свой потенциал и в дальнейшем показывать хорошие финансовые результаты.

Дивидендная доходность акций компании для потенциальных инвесторов является малопривлекательной. При этом заметим, что за последние 5 лет балансовая стоимость акций увеличилась более чем в 2 раза (в среднем на 18% в год). На наш взгляд, активы БМАТ достаточно ликвидны и балансовая стоимость акций компании гораздо ближе к справедливой, чем стоимость, сложившаяся на бирже.

Стоит учесть, что ни у одного частного акционера нет сколь-либо существенной доли в компании и она фактически контролируется государством. В ближайшей перспективе покупка акций БМАТ не способна принести инвестору заметный доход, однако, для более длинного горизонта инвестирования, акции компании могут быть хорошим вложением.

Информация подготовлена на основании данных открытых источников:

http://bmat.by/

https://egr.gov.by

http://epfr.gov.by/index

https://www.centraldepo.by

https://www.bcse.by

_________________________

Обзор не является инвестиционной рекомендацией. ЗАО «Айгенис» не несет ответственности за инвестиционные решения, принятые на основании данной информации.

Материал подготовлен 04.08.2022.

Использование материалов допускается только с письменного согласия ЗАО «Айгенис».

instagram вконтакте facebook