Современные финансовые модели у абсолютного большинства субъектов хозяйствования предполагают привлечение заемных средств, за счет которых осуществляется фондирование развития либо текущей деятельности этих предприятий. Основными источниками внешнего финансирования, как правило, являются кредиты (в различных формах), лизинг или эмиссия облигаций.
Выбор того или иного инструмента зависит от многих факторов, которые оказывают влияние на решение компании. Попробуем сравнить между собой два источника финансирования, один из которых является традиционным для белорусского рынка, второй – обращающий на себя внимание все большее количество финансовых директоров.
Безусловно банковское кредитование является самым распространенным, понятным и формализированным продуктом с очевидными преимуществами:
Последние два пункта, и мы увидим это в сравнении с альтернативным инструментом, могут носить двоякий характер.
Нельзя не упомянуть и о трудностях при банковском кредитовании. Основные из них связаны с необходимым обеспечением, к оценке которого кредитная организация, как правило, подходит крайне консервативно. Кроме того, дополнительных затрат требует само оформление залоговых процедур – приходится привлекать для этого грамотных юристов, приводить в порядок залоговую базу. В случае же неблагоприятного развития экономики, стоимость залога снижается и заемщику, скорее всего, придется или погасить кредит, или предоставить дополнительное обеспечение.
Развиваясь как рынок альтернативный банковским кредитным продуктам, облигационные займы за последние несколько лет стали вполне жизнеспособным инструментом. Достаточно сказать, что за этот период первичный рынок корпоративных облигаций увеличился в несколько раз. Давайте рассмотрим, что делает этот источник финансирования привлекательным.
Безусловно, выпуск облигаций – это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Большая часть времени уходит на организацию необходимой инфраструктуры в виде установления отношений с Депозитарной системой, а также брокерской организацией (или несколькими брокерскими организациями), которая будет представлять интересы эмитента на фондовом рынке, оценку финансовых возможностей потенциального эмитента, оформление определенного параметрами эмиссии обеспечения, а также на подготовку эмиссионных документов, с которой связано определение сопутствующих параметров выпуска (выбор и оценка обеспечения облигаций, определения срока погашения облигаций, периодичности оферт, периодичности выплаты процентного дохода и прочих параметров). Согласно действующему законодательству, выпуск облигаций должен быть зарегистрирован в установленном порядке в регистрирующем органе. Такая процедура также может занимать значительную часть времени.
После этого наступает фаза активного привлечения инвесторов, реклама и маркетинг самого эмитента и конкретного выпуска облигаций. Теперь уже, ставший из приватного публичным, этот долг играет по совершенно другими правилам и требует иной организации привлечения. Сегодня для большинства инвесторов важна не только кредитная история эмитента, но и наличие детального и понятного им бизнес-плана, прозрачность структуры, общая перспективность бизнес-модели, устойчивость финансовых результатов, профессионализм команды менеджмента. Но даже если с бизнес-моделью эмитента все в порядке и его текущее финансовое состояние позволяет говорить о потенциальной привлекательности выпуска для инвесторов, необходимо иметь в виду возможные финансовые затраты на продвижения эмитента в инвестиционной и информационной среде. Порой затраты на маркетинг и рекламу занимают значительную часть затрат эмитента, связанных с продажей облигаций. Кроме того, эмитент несет определенные расходы, включающие уплату государственной пошлины за регистрацию выпуска ценных бумаг, комиссию брокеру за организацию выпуска, комиссию депозитарию, плату за страховку или банковскую гарантию (при наличии таких видов обеспечения). Эти затраты, безусловно, необходимо соизмерять с объемами выпуска и условиями, на которые готовы пойти инвесторы.
В любом случае, для принятия итогового решения по привлечению того или иного инструмента финансирования необходимо взвесить и оценить реальные возможности компании и предполагаемые затраты. Основной задачей финансового директора компании является четкое и правильное понимание финансовой ситуации своего предприятия, а также правильное донесение этой информации тому, кто будет участвовать в принятии окончательного решения.
На сегодняшний день ЗАО «Айгенис» является профессиональным участником с 23-летним опытом работы на рынке ценных бумаг. Среди перечня основных услуг, оказываемых нашей компанией своим клиентам, одно из главных мест занимает услуга по выпуску и размещению облигационных займов – проведение комплекса работ «под ключ» по организации выпуска и размещения облигаций.
ЗАО «Айгенис» проводит процедуру выпуска облигаций в несколько этапов:
Также в случае необходимости мы готовы рассмотреть вопрос об оказании услуг не только в части организации выпуска облигаций (подготовки соответствующих проектов документов), но также и оказания содействия в размещении выпуска среди потенциальных инвесторов в полном либо частичном объёме.
Для этого необходимо зарегистрироваться в приложении (стать клиентом) и оформить консультационный договор:
6 бел.руб., в т.ч. НДС
27 бел.руб., в т.ч. НДС
45 бел.руб., в т.ч. НДС
Ваш личный менеджер проконсультирует вас по всем интересующим вопросам!
Вся информация по вебинару, напоминание и ссылка на участие в телеграм-бот. Получить ссылку
Заполните поля ниже и оставьте отзыв
Оцените компанию Айгенис и ее сервис